Строки из юморески Павла Глазового "Грав баян, і дві гітари грали, і співала мамина кума..." всплывают в моей памяти отнюдь не тогда, когда вспоминаю проводы в армию, — они приходят вместе с воспоминанием об одном из методических семинаров. Тогда и в самом деле играл баян. И не на "шестом вопросе". Даже не в ходе традиционного для таких оказий "воспитательного мероприятия". Играл он посреди урока украинского языка. Уже был прослушан фрагмент грамзаписи из какой-то оперы. Рассмотрели чьи-то портреты. Уже учительница правильно поставленным патриотичным голосом что-то рассказала о войне. Уже самые сентиментальные из присутствующих на уроке учительниц и всплакнуть успели, когда "в память" (так сказала учительница) о погибших на войне семиклассник Тарасик растянул меха баяна и очень по-ученически, неумело исполнил какую-то музыкальную пьеску, за что по окончании своих музыкантских мучений был удостоен чьим-то выдохом в дальнем углу класса: "Талант..." Уже близился к завершению урок. А на доске сиротливо приютились буквы — тема этого урока: "Знаки препинания при деепричастных оборотах". И в ученических тетрадях собрались домой по 20 слов, среди которых было только два деепричастия. И — ни одного оборота. "Бож-ж-ж-же ж мой, уважаемые коллеги, какой богатейший воспитательный потенциал этого урока!" — это уже задавался правильный тон обсуждению увиденного. Коллеги поддержали его густым аккордом: "Чудо несказанное! И ни один из нас так не сумеет! Да это же сокровищница методическая! Источник вдохновения!" Ну, к этому я уже был готов, ведь когда-то, еще в Закарпатье, нам, молодым учителям, пример такого "обсуждения" подал педагог опытный, соавтор одного из школьных учебников: встал, чтобы оценить "заваленный" именитой учительницей урок, и заявил: "Я никогда не лукавил и сегодня скажу правду: это был прекрасный урок..." На что он явно не рассчитывал, так это на то, что мы, два уроженца с Виннитчины, с ним не согласимся. Да еще и будем настаивать: не может быть и речи о какой-либо "прекрасности" там, где допущены такие грубые методические ошибки. Откуда этому соавтору было знать, что методике нас обучал сам Кадельчук. А он в соавторах не ходил — он был для нас безальтернативным авторитетом. Прежде всего — моральным. Поэтому не согласился я и на этот раз, когда пришлось сказать о своих впечатлениях от "воспитательного потенциала". Не соглашался ни разу и позже, когда приходилось сталкиваться с "баяном", который преподносился то ли как самобытный опыт учителя, то ли как совершенное воплощение какой-то "партитуры под баян" — сброшенной из образовательных верхов в форме очередного малограмотного новшества. Но изменила ли моя (и таких, как я) годами выдерживаемая принципиальность хоть что-то в поголовно-гибельной образовательной традиции тянуть в свою работу "баяны"? Не изменила. Даже хуже: эта традиция настолько усилилась, что уже несколько десятилетий своими практическими шагами превращает в очередной "баян" все, что где-то там на научно-методической верхотуре программируется как реформа или модернизация. Интерактивные формы обучения? "Баян". Личностно ориентированное? Еще "баян". Компетенционный подход? Портфолио? Ага, да это же портфелио в форме портторбио... "Баян", "баян", "баян"... И сегодня этот "баян" нужен уже не отдельно взятой учительнице, которая когда-то таким образом на отдельно взятом открытом уроке зарабатывала себе авторитет, — сегодня он очень устраивает всех. Прежде всего — верховных методических реформаторов. Например, они еще не успели додумать очередную инновацию, а с периферии "баянами" подтверждение: правильной дорогой идете, товарищи! Они вдруг резко развернулись от своих же новшеств на все сто восемьдесят — а с периферии все тем же "баяном": воистину так! И среди учителей уже сформировались целые поколения "баянистов", жаждущих откликаться на всяческие инициативы. И уже "партитурами" этих "баянистов" так захламлено образовательное пространство (от стендов школьных методкабинетов до издательских сайтов и страниц образовательной периодики), что и не продохнешь. Но настоящей катастрофой для общества "баяны" и "партитуры" стали с тех пор, как в пределах научно-методического пространства эффективно начал работать рынок-базар и когда само это пространство путем министерского огрифления сегментировали несколько влиятельных "групп" (поделив между собой не сферы ответственности, а денежные потоки), с тех пор как написание "партитур" под "баяны" стало приносить большие деньги всем причастным, с верховных методических реформаторов начиная. Здесь теперь царит самая монопольная монополия. До полного абсурда. До стопроцентного зашоривания учителя, который отныне должен не на своих воспитанников работать, а обслуживать нужды "партитуристов" от финансово-методически-издательских групп. Хочется тебе факультатив? Пожалуйста, найди соответствующий в процензуренном министерством списке — и проводи. Ага, там нет такого, как ты хочешь? Если ты такой умный, то садись, сам напиши программу, обоснуй, потом проведи ее через соответствующие районные и областные службы, а они эту твою наработку подадут в министерство, там когда-нибудь до нее, может, дойдет очередь (года через три или никогда), — и тогда работай себе на здоровье по своей программе... Ага, ты уже расхотел вводить факультатив, за кружок берешься. Хочешь детей в походы на велосипедах водить. А программа есть? И гриф на ней? И ездить вы будете не в субботу или воскресенье, а в будни после семи уроков? Нет? Не получается? Тогда смотри условие предыдущей задачи, где речь идет о факультативе. И боже упаси ее не придерживаться: прокуратура у нас стоит на страже интересов каждого ученика, выразителем потребностей которого является, конечно же, финансово-методически-издательская группа. Аппетиты каждой такой группы растут. Хочется все больших и больших прибылей. Поэтому надо увеличивать количество "партитур". И увеличивают... Через "обновление" стандартов и программ, а под них — издание "обновленных" учебников, пособий. При этом само "обновление" может проводиться методом простого "перебрасывания". Как это сделано с программой по информатике для 2-го класса, — ее просто перенесли сюда из класса 9-го. "В натуре". Ни понятийный аппарат, ни логику развертывания — ничего не приспособили к условиям начальной школы. Да и зачем? У нас такая начальная школа, что любую "партитуру" успешно "обаянит" (кто не верит, пусть просмотрит материалы мониторингов)! И так, понимаете ли, получается, что мы сегодня, не имея даже начатков экспериментально-поисковой базы, а заодно — всех необходимых для осмысления образовательных реалий Украины учреждений и процедур, продуцируем чуть ли не самое большое в Европе количество образовательных "реформ" на душу населения. Вот финны, например, провели одну или две за последние 50 лет, а у нас лишь под каждого министра образования их несколько. А еще же под каждого президента давай. Может, и под премьера начнем. Потому что все это, как говорил персонаж комедии Карпенко-Карого, деньги, деньги, деньги. Бюджетные. Гарантированные. Которые через "партитуры" и "баяны" уже общеукраинского масштаба успешно перекочевывают из государственной казны в частные карманы. Пока общество, пассивно наблюдая за этим деянием угла, в который само себя загнало, время от времени обреченно вздыхает: "Таланты..."
|